В сердце с Богом
Сорок лет отец Николай и матушка Клавдия служат в петропавловском храме святителя Димитрия Ростовского
Петропавловский храм святителя Димитрия Ростовского – третий приход в церковном служении отца Николая Петрук. Все сорок лет крест проповеди и окормления станичников вместе с ним несет матушка Клавдия. Она – правая рука батюшки, такой же, как и он, Христов воин: надо псалмы петь – поет, надо подсвечники чистить – чистит, надо путника или немощного приветить – привечает.
Наш разговор о служении четы Петрук в силу разных обстоятельств откладывался трижды. Причинами становились ограничительные меры пандемии, коронавирусный недуг батюшки.
Пути Господни неисповедимы: в день нашего приезда с отцом Николаем служили сын Алексий, ныне штатный священник Троице-Сергиевой лавры, внуки Тихон и Серафим. Должно быть, в этом был свой промысел.
Любовь к молитве – родом из детства
Родители отца Николая перебрались на Кубань из белорусского города Добруш – знаменитого своей бумажной фабрикой и фарфоровым заводом. Мальчиком батюшка молился в деревянной церквушке, название которой за давностью времени уже и не вспомнит. Сегодня на его Родине православные молятся в двух храмах – святителя Николая Чудотворца и святого Благоверного князя Олега Брянского.
Семья Петрук была набожной. Живя в Беларуси, отец будущего священно-служителя работал столяром и прислуживал при храме. Вместе с ним в церкви бывал и маленький Коля.
– Отец с матерью не знали грамоты, но любили Бога, – говорит отец Николай. – Вечерами я вслух читал Евангелие.
Вспоминаются батюшке и дни предпасхальной радости. Прежде чем услышать ликование «Христос Воскресе!» и троекратно расцеловать друг друга, дети погружались в атмосферу предстоящего праздника: постные дни, очищающие душу, праздничные приготовления – в радость. Христосовались в семье красными яйцами, ровно такими, какие описываются в предании о чуде, явленном Марией Магдалиной правителю Рима Тиберию. Красили яйца в Чистый четверг: дети макали палочку в воск и выводили на скорлупе заветные буквы – «ХВ», и только потом маменька окрашивала писанки в настое луковой шелухи.
Николай Петрук – будущий настоятель Димитриевского храма и духовник Армавирской епархии – в свое время подумывал о жизни в монашестве, но ему был уготован иной путь: после года Одесской семинарии он перевелся в Сергиев Посад, на заочное отделение Московской духовной семинарии. После рукоположения в священнический сан приступил к службе на юге страны. Его первый приход был в Майкопе, второй – в Псебае. Сорок лет отец Николай несет свой крест в петропавловском храме Святителя Димитрия Ростовского.
Колокольный звон смолкал дважды
Церковные сени векового храма – колодец, трапезная, постоялый двор, некогда служивший богадельней. Вход во двор открывает белоснежная арка. Ее свод выложен из кирпичей разрушенного в 30-е годы храма святых апостолов Петра и Павла. Старинные храмовые ворота, церковные решетки, колодец, как и стены Димитриевского храма, помнят немало.
В годы советской власти душа храма была осквернена: там, где прежде происходило духовное рождение станичников, где на служение Господу венчались малые церкви, где покаянная исповедь и причастие Христовых Тайн очищали души и сердца, а Святой Дух связывал в узы православной общины православных, перематывались моторы, ютились постояльцы общежития, вели уроки школьные учителя.
Колокольный звон смолкал дважды: первый раз – за пять лет до войны, во второй – в 1950 году. Какое-то время в его осиротевших стенах селили иногородних механизаторов, обустраивали учебно-производственные мастерские. Церкви же было отведено место на окраине станицы, в деревянном доме, до того времени принадлежавшем семье мельника.
Третье рождение церковной жизни храму дали спустя 38 лет. Полуразрушенный, попранный советской властью, он начал оживать в 1988 году, незадолго до событий, изменивших политический строй страны.
Хранительница истории и веры православной
Сегодня в храме не увидеть потолок, перекрывающий купола, разобрана сцена и печи, некогда встроенные в арки. На территории церкви больше не разводят пионерских костров. Звонница, первоначально устроенная неподалеку, в наши дни размещена на храмовой колокольне.
Сорок лет историю святого места бережно хранит матушка Клавдия. Сегодня в списке ее послушаний, в том числе, – проведение экскурсий. Знает она, когда и как храм строился, когда терпел невзгоды, кто в нем служил. От нее путники и прихожане узнают о житии святых, лики и мощи которых ныне освещают церковные стены.
К слову говоря, до встречи с отцом Николаем матушка Клавдия и предположить не могла, что станет супругой священника. Уральская девушка была верующей, не гнушалась никакой работы: инженерно-технический специалист, после трудового дня она брала в руки швабру или шла в смену на равных с рабочими. Того требовали обстоятельства – у матери была экзема. Чтобы приобрести лекарства и справиться с ее недугом, Клавдии приходилось работать в две смены. Сегодня матушка вспоминает – семья была большая: в хате, помимо трех поколений родных, жили безродные старики. Из восьмерых детей Клавдия – старшая. Вполне возможно, именно привычка ухода за немощными и больными стала поводом появления во дворе храма святителя Димитрия Ростовского богадельни.
Деревянный сруб, в котором сегодня останавливаются на постой православные путники и батюшки, приезжающие к отцу Николаю на исповедь, привезли из Владимирской области. В 90-е годы избу обменяли на сельхозпродукты, пожертвованные местными фермерами. В разные годы здесь находили приют семь верующих старушек. Матушка Клавдия говорит о них так: «То были святые бабушки – они смотрели друг за другом, постились, молились».
У каждого храма есть ангел-хранитель
В один из визитов в Троице-Сергиеву лавру, где служил ныне почивший старец, архимандрит Наум (Байбородин), отец Николай посетовал: мол, служу в молитвенном доме, в то время как в станице гибнет православный храм.
– У каждого храма Божия есть ангел-хранитель, – ответил ему старец, с тех пор в приходе стали происходить зримые перемены – вскорости храм вернули православной церкви.
Вот как об этом рассказывает матушка Клавдия:
– По возвращении из поездки в Троице-Сергиеву лавру отец Николай обратился к председателю колхоза с просьбой вернуть дом Божий церкви. Тот не возражал. Написал ходатайство в райисполком, и вопрос чудным образом разрешился – храм вернули. Но когда в церковь перенесли престол, уполномоченный по делам религии запретил службы. Мы молимся, читаем с бабушками Псалтирь, отец Николай и станичный церковный Совет едут к тому самому уполномоченному по делам религий. С Божьей помощью ходоки достучались до чиновника. Первая храмовая служба состоялась перед Вербным Воскресением, в Субботу Лазареву.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил храм 24 ноября 1990 года. Сколько молитв было вознесено, сколько крестных ходов пройдено, чтобы вернуть душу храму, знает только сам отец Николай.
Все возвращается на круги своя, убеждена матушка. Храмовые ворота какое-то время стояли на станичном погосте, их даже пытались перевезти в Сочи, но с задумкой не срослось. И батюшка Николай, выкупив их у местного дельца, вернул имущество храму. Решетки, установленные на надкладезной часовне, в годы гонения церкви использовались на нужды станичной фермы. Там их приметил священнослужитель Александр Атьман, выудивший церковную утварь из навоза. Разрешение на то батюшка
получил у секретаря сельсовета Александра Жаркова (сына Анны Жарковой – бывшей старосты храма).
Особо в благодарственных молитвах поминается имя станичного владельца кирпичного завода Абрама Махортова, более века назад пожертвовавшего кирпич на строительство храма.
«Икона три D» и другие
Изначально храм был однопрестольным. Освятили его в честь святителя Димитрия Ростовского, автора «Жития святых». Второй предел по благословению митрополита Исидора посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница».
– До революции царская Россия помогала Афону пропитанием, в благодарность афонская братия писала иконы и жертвовала их в Россию, – рассказывает матушка Клавдия. – Вполне возможно, именно так в наш храм попал образ Пресвятой Богородицы. Когда мы приехали служить, старики еще помнили, что икону на руках принесли из Кропоткина.
Третий предел по благословению все того же митрополита Исидора освещен в честь святителя Николая Чудотворца. Ныне, помимо иконы в храме, хранятся мощи святого угодника.
С возвращением к жизни храма в него вернулись некоторые иконы и книги. Матушка Клавдия признается: «Служить по книгам, написанным на славянском языке, – одно удовольствие».
В петропавловском доме Божием есть необычная икона Святой Троицы. Священнослужители, исповедующиеся у батюшки, в шутку называют ее «икона три D». Образ действительно необычен: с правой стороны виден лик Бога Отца, слева – Спасителя, по центру – образ Святого Духа. Перед этой иконой молится не одно поколение станичников.
Под сводами Димитриевской церкви служили и монахи, в том числе репрессированные. Один из них петропавловцам запомнился особенно. Монаха Михаила, как и его собратьев, в своем домике приютила местная просфорница.
Родом отец Михаил был из Ленинграда. Сегодня напоминанием о нем служат искусно вырезанный оклад иконы благоверного князя Владимира, над которым монах корпел не один день, да резной дубовый крест на станичном погосте – на месте заброшенной могилы монаха его установили стараниями отца Николая.
Своего часа на одной из стен храма ждет икона Благоразумного разбойника – первого грешника, по вере своей принятого в рай. После освещения часовни, возводимой на обочине дороги отцом Николаем и благодетелями прихода, образ будет перенесен на новое место.
Тяжело дается строительство, признается отец Николай, но не ропщет – молится, и по молитвам его ему дается.- Придет время – люди будут стремиться в храм, а места всем не хватит. Вот, чтобы станичникам хватило, и строим, – говорит он. – Ибо все мы в этом мире грешные и только верой, молитвой, постом, исповедью и причастием святых Христовых Тайн спасемся. Сегодня православные храма могут приложиться не только к образам, но и к мощам святых.
Первой, по словам матушки, в храм привезли частицу мощей самого святителя Димитрия Ростовского. Произошло это в то время, когда в Ростове Великом православной церкви из запасников Ростовского музея возвратили мощи святого.
Прознав о радостной вести, отец Николай написал прошение правящему епископу Ростовской епархии. По получении благословения, заручившись материальным содействием совхоза «Северный», поехал за святыней. К тому времени были изготовлены и ковчег, и тумба для его установки. Передавал мощи первый наместник Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого, архимандрит Евстафий.
Подкрепляют молитвы верующих петропавловского храма – святитель Николай Чудотворец, первомученник Степан, святой великомученик Феодор Тирон, преподобный Серафим Саровский, святитель Спиридон Тримифунтский, Симеон Верхотурский, Тихон – патриарх Московский, святитель Игнатий Брянчанинов – епископ Кавказский, Василий Блаженный – Христа ради юродивого, московский чудотворец, преподобный Антоний Радонежский, благоверная княгиня Анна Новгородская – супруга Ярослава Мудрого, святые благоверные Петр и Феврония Муромские, преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков), Блаженная Матрона Московская, великомученик Димитрий Солунский и другие святые, мощи которых хранятся в храме.
Проекты ковчегов в свое время были разработаны краснодарским художником Владимиром Сальковым. На протяжении пятнадцати лет, до поразившего его недуга, он расписывал Димитриевский храм.
Тепло душе в намоленных стенах
Стены храма намолены, в том числе, святым новомучеником и исповедником российским, потомственным служителем православной церкви Николаем Кандауровым. В Петропавловской будущий святой служил с 1917 по 1919 год, еще пять лет, с 1919 по 1924 год, батюшка нес свой пастырский крест в станице Воздвиженской.
И у нас, на Кубани, и в Введенском храме села Подлесная Слобода Московской области, где прошли последние годы служения Николая Кандаурова, он бесстрашно говорил о всеистребляющем безбожии и поругании православной России. Его слова находили отклик в душах прихожан. Преданного Отцу Небесному батюшку расстреляли 17 февраля 1938 года.
В августе 2000 года Архиерейским собором Русской православной церкви священнослужитель Николай Кандауров, пострадавший за веру православную, представлен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Монашество – посвящение себя на служение Богу
Воцерковленные люди живут по православному календарю. Вот как матушка Клавдия рассказывает о начале монашеской жизни дочери:
– Христине было двенадцать, когда мы семьей поехали по святым местам. 27 июля, под князя Владимира, отслужили службу и вернулись домой. Христина на месяц осталась в Дивеевском монастыре. После Успения батюшка поехал в Дивеево, в школу же надо. Вернулся один.
По словам матушки, до монашества Христина несла при Димитриевском храме послушания: пела на клиросе, помогала в приготовлении трапез, а еще по просьбе станичников пела при погребении усопших. Ее решение служить в монастыре потребовало перестройки привычного уклада жизни прихода.
После пострига в монахини Христина наречена Серафимой, в честь преподобного Серафима Саровского. Сегодня матушка Серафима – скитоначальница.
Стоит заметить, для Серафимы уход в монашество – не побег из семьи, а возможность всецело посвятить свою жизнь служению Господу. Бывая в гостях у родителей, она непременно служит в родном храме.
О другой судьбе не помышлял
С отцом Алексием, братом матушки Серафимы, мы говорим после божественной литургии. Богослужение выпало на День памяти обретения мощей преподобного Серафима Саровского, небесного хранителя и покровителя инокини Серафимы.
– Наше с сестрой воцерковление началось с рождения, – делится отец Алексий. – Даже когда мы жили в Курганинске, а родители служили в Петропавловской, каждое наше утро начиналось с поездки в храм. Мы не только служили, но и восстанавливали храм. Само собой стало привычкой, что воскресные и праздничные дни проходят в службе: я помогал в алтаре, Христина пела на клиросе.
По воспоминаниям отца Алексия, первый стихарь на него надел ныне почивший митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Этот стихарь стал семейной реликвией, сегодня в нем служат дети отца Алексия. Воспоминания из детства рисуют нашему собеседнику разные картины. Одна из самых ярких – обмазка деревянного сруба, – будущего постоялого двора и просфорной.
– Помню, верхом на конях казаки-станичники делают замес. Я, Вова Филимонов, Саша Кириллов, Дима Донцов, Коля Покладов крутимся рядом, пытаемся помогать. Опоры варил отец, даже подрясник электросваркой прожег.
К слову говоря, Владимир Филимонов стал священнослужителем. Его бабушка Валентина Федоровна (ныне почившая) была ревностной прихожанкой, 37 лет вместе с матушкой Клавдией пела на клиросе Димитриевского храма. Отец Николай и матушка Клавдия словом и делом прививали детям любовь к Господу. Благодаря близким отец Алексий побывал в Валааме, в Соловецком, Дивеевском монастырях, в монастыре Александра Свирского, в Отпиной и Казанской Амвросиевской пустынях, в Троице-Сергиевой лавре. Во время посещения Дивеево душа Христины отозвалась на уединенную жизнь в монашестве. Отрок Алексий продолжил помогать родителям. После школы отца Алексия ждала учеба в Ставропольской духовной семинарии, служба в Троице-Сергиевой лавре.
Сегодня отец Алексий признается – о другой судьбе, кроме как служение Господу, не помышлял. В Лавре время от времени он пересекается с двоюродными братьями – иеромонахами Софронием и Феофилактом (Кирилловыми), до пострига – Валентином и Василием. Батюшка Софроний – тот самый, что пять зимовок служил в храме Святой Троицы, неподалеку от российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде.
Семья – малая церковь
Семья – малая церковь. С нее все начинается, из нее все и исходит. Как когда-то Алексий с Христиной, сегодня дети отца Алексия на вечерние молитвы собираются под образами. Причем звать, уговаривать и заставлять никого не нужно. Молодой батюшка говорит так: вера, она или есть или ее нет. Если она есть, заставлять молиться не надо, молитва – труд, но и радость.
Мария – старшая дочь отца Алексия и его супруги Яны, появилась на свет в Сергиевом Посаде, незадолго до дня памяти св. Марии, матери преподобного Сергия Радонежского. В честь самого чудотворца, игумена земли Русской, основателя Троице-Сергиевой лавры, наречен младший сын Сергий. Средний из братьев – тезка матушки Серафимы, как и она, наречен в честь чудотворца Серафима Саровского. Святой покровитель Тихона, старшего сына, – патриарх Московский. В этом году по просьбе дедушки (отца Николая) одиннадцатилетний Тихон за время Великого поста выучил Оду Державина «Бог».
– Для детей начало Великого поста – большой праздник, предвкушение радости очищения, – делится отец Алексий. – В эти дни в доме читаются православные книги, особенно любим роман Ивана Шмелева «Лето Господне». Страница за страницей он открывает мир православного человека, вся жизнь которого проникнута духом Христовым, согрета теплой, по-детски простой и глубокой верой. В Рождество Маша и мальчишки вместе с приходскими детьми расписывают пряники, готовят рождественский спектакль. Помогает им в этом моя супруга, матушка Яна. Для нашей семьи «час святой усталости» – долгожданная пора: Рожественская литургия позади, домашние разделяют друг с другом радость наступившего праздника.
В этом году по православному телеканалу «Союз» показали фильм «Святочные дни в Сергиевом Посаде». В числе главных героев – семья отца Алексия и матушки Яны Петрук.
Духовная связь
Во время литургии перед причастием священник молится: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие». Это означает, что во время Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христовой, прихожане соединяются не только с Христом, но и приобретают духовую связь друг с другом.
Прихожане Димитриевского храма чувствуют эту связь, дорожат своим единством: здесь не упрекают друг друга ни за детский плач, ни за сидящего, ни за того, кто впервые на службе и не знает, что и как делать. Подлинный приход – теплые отношения между пастырем и паствой. Прихожане тянутся к батюшке Николаю, повод тому – его мудрость, искренность, открытое отзывчивое сердце. С трепетом службы в храме святителя Димитрия Ростовского вспоминает вчерашний пономарь, нынешний преподаватель Ставропольской духовной семинарии, штатный клирик ставропольского Казанского кафедрального собора отец Виктор Налегаев. По словам нашего собеседника, церковным человеком он становился в станичном храме.
Вспоминая службы, ведущие в детство, отрочество и юность, наш собеседник говорит так:
– Молитва – это момент истины, момент обнажения души, момент искренней благодарности или просьбы. Я помню искренность и одухотворенность отца Николая и матушки Клавдии. Она была во всем – в молитве, любви к Богу, в общении. Именно у них я научился жизни во Христе, чтению на славянском языке, первому церковному пению.
Сегодня отец Виктор признается – к храму его влекло с детства. Верующей была родная бабушка, ныне покойная Щербакова Лидия Петровна. Именно она, в прошлом – партийный работник, водила его и брата в храм, приобретала для внуков православные книги.
Брошюра Закона Божьего для детей, подаренная бабушкой, стала отправной точкой воцерковления Виктора. Прочел он ее, едва выучился грамоте. В небольшой книжечке оказался краткий молитвослов. С тех пор совершать утренние и вечерние молитвы для него стало правилом.
Отец Виктор вспоминает:
– Как-то, собираясь в Москву, папа поинтересовался: что бы я хотел получить в подарок? Не задумываясь, я попросил большой молитвослов. И отец выполнил просьбу. Это был молитвослов, изданный по благословению ныне покойного Святейшего патриарха Пимена. С того времени молитвослов, как и Закон Божий, подаренный бабушкой, всегда со мной.
На всю жизнь запомнились отцу Виктору Пасхальные богослужения в храме святителя Димитрия Ростовского. Понимал он тогда мало что, но в душу с детства запали радостное восклицание отца Николая «Христос Воскресе!» и ответное ликование прихожан – «Воистину Воскресе!». Не забыть ему и церковного пения, воспринимаемого как что-то неземное. Тогда ему казалось – поют сами небеса. Воодушевлением от Пасхального богослужения он делился с друзьями, служба одухотворяла его и на внутренние перемены.
По рекомендации отца Николая и по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора Виктор Налегаев поступил в Ставропольскую духовную семинарию. После была заочная учеба в Ставропольском институте дружбы народов Кавказа, учеба на кафедре библеистики Московской духовной академии. По благословению Священного синода Русской православной церкви он был направлен преподавателем в Ставропольскую духовную семинарию. Сегодня отец Виктор преподает древнегреческий язык, введение в библеистику, заведует научной богословской библиотекой, служит в Казанском кафедральном соборе.
На малой родине наш земляк бывает нечасто. Оно и понятно – послушаний у него немало. Но едва представляется возможность – непременно навещает отца Николая и матушку Клавдию, идет в родной храм.