Таинство Венчания
«Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили и становятся единственными; место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».
Митрополит Антоний Сурожский
Брак как установление Божие
Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей. Господь благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею» (Быт. 1:28). Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина созданы друг для друга, и жить в семье — естественное предназначение человека.
Господь наш Иисус Христос, присутствуя на браке в Кане Галилейской, возвысил супружеский союз сообразно Своему смотрению о роде человеческом. Когда первое вино иссякло, было дано вино новое, чудом сотворенное из воды. Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, претворяются в благодатные, освящаясь Таинством венчания, приближаются к великому Первообразу — союзу Христа и Церкви. По словам святителя Феофана Затворника, в истинном христианском браке «любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному достижению такого счастливого союза».
Назначение брака
Главная цель человеческой жизни — спасение души, достижение Царства Небесного. Отсюда вытекает и смысл брака — помощь супругов друг другу для достижения этой цели в совместной жизни. Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою о взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Первая и самая главная задача супружеской жизни — таинственное единение лиц противоположного пола, как бы слияние их в одно живое существо, одну плоть. Об этой соединительной стороне брака говорит библейское повествование: «…сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» (Быт. 2:24). Так зарождается семья — малая Церковь, основа Церкви и общества. Именно в семье, благословленной Церковью, происходит взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первоначальной красоты — первообраза творения «по образу и подобию» Божьему. Здесь необходимо обратить внимание на то, что поскольку брачный союз установлен Богом в раю, когда люди были еще невинны и бессмертны, то, следовательно, брачное сочетание мужа с женой в одну плоть, по замыслу Творца, должно было пребыть навсегда и нерасторжимо. По словам Спасителя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19: 3-19). Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божьей и потому это тяжкий смертный грех.
Вторая задача брака — рождение и христианское воспитание детей. По словам Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. В первом послании к святому Апостолу Тимофею святой Апостол Павел говорит о материнстве, как о главной миссии жены: «Жена спасется через чадородие» (1Тим.2: 12-14). Материнство состоит не только в том, чтобы родить ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы заложить в душу ребенка основы веры и благочестия. Современным женам необходимо понять всю серьезность и ответственность своей материнской миссии: будущее Церкви и всего человеческого общества зависит от них. А мужья должны подкреплять жен и помогать им в осуществлении их главной задачи. При этом нужно помнить, что аборт — тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. Современная боязнь иметь детей — есть следствие маловерия. Если Господь дарует дитя, Он же даст возможность и вырастить его.
Третья задача брака — предотвращение общества от растления и беспорядочного блуда. По слову святителя Иоанна Златоуста, одной из задач брака является удовлетворение потребности к плотскому единению «для погашения естественного пламени». Святой Апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «во избежания блуда, каждый имей свою жену и каждый имей своего мужа … будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана» (1 Кор. 7 гл.).
Супругам надо смотреть на свой брак как на школу христианской жизни, школу христианской любви. Это не всегда бывает легко. В «гимне христианской любви», написанном святым Апостолом Павлом в послании к Коринфянам, говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор.13:4-13). Часто спрашивают: «Как отличить настоящую любовь от влюбленности, как не ошибиться?» Определение любви, данное Апостолом Павлом, поможет нам в этом. Если наша любовь жертвенна, если она готова на само-пожертвование ради счастья любимого — мы на верном пути. При этом важно отметить, что самым первым в этом «гимне любви» стоит слово «долготерпение», а вторым — «милосердие». Терпение, и не просто терпение, а долгое терпение; милость, и не просто милость, а милость от всего сердца. Без опоры на эти главные качества любви крепкой семьи не построишь.
Внутреннее устроение семьи
Муж и жена — соработники у Бога. Они совершенно равны, как участники Царствия Божия и наследники вечной жизни. Но между ними не утрачивается различие, определяемое их природой, их происхождением и их виной в грехопадении. Жена сотворена помощницей мужу и из тела мужа (по словам Библии — из ребра), а не муж от жены (хотя рождается от жены). Жена по Божественному замыслу во всем равна мужу, в практическом отношении является его помощницей и зависит от него, а муж является главой жены. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8).
Священное Писание совершенно точно расставляет акценты в управлении семьи: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор.11:3).
Святой Апостол Павел наставлял жен относительно помощи мужьям так: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).
Может показаться, что, обязывая жен повиноваться мужьям, святой Апостол как будто умаляет их человеческое достоинство. Это не так. Церковь повинуется Христу, как своему Спасителю и Благодетелю. Это не рабское подчинение, но порыв ответной любви.
Поясняя это, святой Апостол тут же дает наставление мужьям о их еще больших обязанностях: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28).
В послании к Колосянам святой Апостол Павел определяет взаимные обязанности всех членов семьи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:18-21)
Таким образом, законы для семьи установил сам Бог: муж — опора и глава семьи, отвечает за материальное и духовное ее благополучие; жена — помощница мужа, воспитательница детей; дети — помощники родителей. Установленная Богом иерархичность семьи заимствована из самого Царства Небесного, которое строго иерархично. Поэтому, когда каждый будет выполнять в семье Богом данное служение, брак будет счастливым и послужит к утешению и радости всех.